Сегодня возраст после 60 лет обозначают не как старость, а как возраст мудрости. Одна из главных черт возраста мудрости - это здравомыслие, а главная формула счастья – это сохранение активной жизни и  собственного здоровья.

В отделениях социального обслуживания на дому ГБУ «КЦСОН городского округа город Чкаловск» обслуживаются граждане пожилого возраста и инвалиды, которым в силу возраста и имеющихся заболеваний становится всё труднее самостоятельно проводить мероприятия, направленные на восстановление и укрепление своего здоровья. Им на помощь приходят социальные и медицинские работники и созданная в 2022году «Школа здоровья для граждан пожилого возраста и инвалидов».

Более 100 человек стали участниками здоровье сберегающей программы «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Все занятия, направленные на поддержание физической активности проводились с учетом возрастных критериев, диагноза и сопутствующих заболеваний, индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг.

Оздоровительная работа проводилась по нескольким направлениям. В целях поддержания физической активности и оздоровления пожилые люди осваивали различные виды гимнастики (общеукрепляющая, пальчиковая, для глаз), а также различные виды  упражнений (для профилактики застойных явлений, профилактики остеопороза, запоров, упражнения направленные на совершенствование координации движения, для укрепления шейных мышц). Социальные и медицинские работники помогли желающим освоить технику скандинавской ходьбы, обучали приемам самомассажа и другим оздоровительным методикам. Регулярно организовывались совместные прогулки на свежем воздухе. Особое внимание социальные и медицинские работники уделили дыхательной гимнастике по методу А.Н.Стрельниковой, которая укрепляет иммунитет, повышает работоспособность, помогает справляться с хроническими недугами, приводит в тонус мышцы, улучшается память, внимание, обмен веществ. Для занятий с пожилыми людьми использовался только основной комплекс упражнений, т.к. более сложные необходимо делать под присмотром специалиста.

Не менее важным направлением в работе «Школы здоровья» было повышение когнитивной активности (занятия, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, воображения). В зависимости от возраста и желания социальные работники подбирали и проводили различные виды занятий: игра в шашки, шахматы, решение кроссвордов и сканвордов, заучивание стихов, решение логических задач.

В целях профилактики психоэмоционального состояния все занятия  были направлены на то, чтобы побудить пожилых людей и  инвалидов к активной деятельности, дать им заряд бодрости и отвлечь от мыслей о болезнях. При подготовке и проведении занятий учитывались увлечения и желания подопечных. Социальные и медицинские работники вместе с подопечными  занимались сбором лекарственных растений, приготовлением фиточаев, рисовали, составляли пазлы. 

Культурно – досуговая деятельность заключалась в сопровождении  пожилых людей на культурно – массовые мероприятия, проводимые в Домах культуры, библиотеках. Некоторые клиенты вспомнили свои прошлые увлечения и смогли похвастаться музыкальными талантами. Так, один из наших подопечных в молодости был хорошим гармонистом. В результате заболевания стал  все забывать, гармонь была заброшена. По инициативе социального работника опять взял в руки инструмент, заиграл и так постепенно шаг за шагом вспоминает мелодии, что положительно сказывается на его психоэмоциональном состоянии.  Другой проживает один в отдаленной  деревне. Любовь к музыке у него появилась еще в детстве. Первую свою балалайку он смастерил из доски, а позже уже смог купить за 15 рублей настоящую. Находясь в преклонном возрасте, он и сейчас часто берет в руки  этот инструмент, играет для души, вспоминает молодость: какие пели песни, частушки, рассказывает какие были гулянья, вечерки, как отмечали праздники.

«Школа здоровья» предусматривала проведение просветительской работы с участниками, социальные и медицинские работники проводили беседы по различным темам: соблюдение здорового образа жизни,  по профилактике и контролю заболеваний, по питанию  в пожилом возрасте, по факторам, благоприятствующим долгожительству и др.

Регулярно социальные и медицинские работники вели контроль за основными показателями здоровья и оказывали содействие своим подопечным в проведении диагностических исследований. При необходимости сопровождали клиентов в медицинские учреждения, оказывали содействие в прохождении обследования у специалистов в «Поезде здоровья».

По завершению первого года работы «Школы здоровья», участники программы решили продолжать занятия потому, что программа «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» позволила каждому получить полезную информацию по вопросам здорового образа жизни, контроля за состоянием своего здоровья, принципам здорового питания, овладеть приемами самомассажа и некоторыми видами гимнастики, сформировать внимательное и ответственное отношение к своему здоровью.