Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Часто задаваемые вопросы

ГлавнаяСоциальное обслуживаниеЧасто задаваемые вопросы
ГлавнаяСоциальное обслуживаниеЧасто задаваемые вопросы

В данном разделе вы найдете ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

1. Вопрос: Кто может воспользоваться социальным обслуживанием на дому?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются по месту проживания или пребывания гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи, в связи с частичной или полной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому.

2. Вопрос: Кто может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

3. Вопрос: Расскажите о процедуре признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании?

Ответ: Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, поданное в Уполномоченную организацию (на территории г.о.г. Чкаловск это - Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск").

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Оценку определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятие решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, на территории городского округа город Чкаловск, осуществляет Уполномоченная организация: Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения городского округа город Чкаловск" (далее УСЗН г.о.г. Чкаловск).

Для проведения оценки определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании при УСЗН г.о.г. Чкаловск создается Комиссия по оценке индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах.

Комиссия принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней  с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Неотъемлемой частью решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ).

 Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 года.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах.

Экземпляр индивидуальной программы, подписанный директором УСЗН г.о.г.  Чкаловск, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в УСЗН г.о.г. Чкаловск. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

После получения ИППСУ гражданин или его законный представитель должен обратиться с заявлением о предоставлении социальных услуг определенных ИППСУ к одному из рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

4. Вопрос: Что представляет из себя индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ)?

Ответ: Программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

 ИППСУ составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Для гражданина программа носит рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный  и составляется в 2 экземплярах. Один экземпляр ИППСУ передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр остается в УСЗН (либо МСП). Если гражданин переехал в другой регион (район), программа  будет действительна и там – до составления программы по новому месту жительства.

5. Вопрос: На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ), может ли она быть бессрочной?

Ответ. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона № 442 индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. При этом в форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 года № 874н, имеется пункт 8, в котором заполняется информация о том впервые или повторно разработана данная индивидуальная программа и на какой срок.

В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.

6. Вопрос: Кто может определить какие нужны услуги?

Ответ: Все услуги оказываются с учётом индивидуальных потребностей граждан. Кроме этого, граждане имеют право самостоятельно выбирать поставщика социальных услуг, ими могут быть государственные организации социального обслуживания, негосударственные (коммерческие, некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

7. Вопрос: Какие услуги предоставляет ГБУ «КЦСОН городского округа город Чкаловск» гражданам пожилого возраста и инвалидам?

Ответ: ГБУ «КЦСОН городского округа город Чкаловск», как поставщик социальных услуг предоставляет получателям социальных услуг следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в

том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

8. Вопрос: Расскажите об обязанностях получателей социальных услуг?

Ответ: Получатели социальных услуг обязаны:

1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

9. Вопрос: На каких условиях осуществляется социальное обслуживание?

Ответ: Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату, если на дату обращения среднедушевой доход гражданина, превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленную в Нижегородской области.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные в денежной форме, в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:

  • если на дату обращения среднедушевой доход гражданина ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Нижегородской области;
  • несовершеннолетним детям;
  • инвалидам Великой Отечественной войны;
  • участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
  • одиноким ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в сельских населенных пунктах, из числа:
  • лиц, проработавших на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

10. Вопрос: Какие документы необходимы для принятия гражданина на социальное обслуживание на дому?

Ответ: письменное заявление гражданина или его законного представителя.  К заявлению следует приложить:

- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);

- документ, подтверждающий полномочия законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);

- удостоверение или иной документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области;

- индивидуальная программа предоставления социальных услуг;

- документы о составе семьи получателя социальных услуг (при ее наличии), доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при ее наличии) и принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимые для определения размера платы за предоставление социальных услуг (данный документ может быть представлен по собственной инициативе гражданина или его законным представителем, либо запрашивается поставщиком социальных услуг в государственных органах и органах местного самоуправления, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия);

- СНИЛС,

- справка-заключение из лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию.

11. Вопрос: В каких объемах предоставляются социальные услуги в надомной форме обслуживания?

Ответ: Вам составят индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой определят виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг и прочее.

12. Вопрос: Когда заключается договор о предоставлении социальных услуг?

Ответ: Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ)  поставщику социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой предоставления социальных услуг (ИППСУ), а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Вопрос: В каких случаях предоставление социальных услуг может быть прекращено?

Ответ: Основаниями для прекращения предоставления социальных услуг являются:

- письменное заявление получателя социальных услуг или его представителя об отказе в предоставлении социальных услуг;

- окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с договором и (или) индивидуальной программой;

- нарушение получателем социальных услуг или его представителем условий, предусмотренных договором;

- смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;

- решение суда о признании получателя социальных услуг умершим или безвестно отсутствующим;

- осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

14. Вопрос: Расскажите о порядке предоставления срочных социальных услуг?

Ответ: Срочные социальные услуги включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.

Срочные социальные услуги оказываются без составления индивидуальной программы  предоставления социальных услуг (ИППСУ) и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.  Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

15. Вопрос: Что такое ИПРА?

Ответ: После оформления группы инвалидности нетрудоспособное лицо или его представитель получает на руки документ установленной формы, в котором перечислены основные рекомендации по проведению восстановительных мероприятий т.е. Индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида).

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, разрабатывается и выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МЭС).

16. Вопрос: Могут ли пенсионеры и инвалиды обучится навыкам работы на компьютере в вашем Учреждении?

Ответ: В ГБУ «КЦСОН городского округа город Чкаловск» работает Компьютерный класс, в котором компьютерной грамотности обучаются люди пожилого возраста и инвалиды. Обучение проводиться на бесплатной основе.

Кроме того, реализуется программа «Компьютер мой друг и помощник» по обучению маломобильных инвалидов и пожилых людей компьютерной грамотности на дому. Технология  предоставляет возможность  маломобильным гражданам не только научиться работать на компьютере, но и пользоваться государственными услугами в электронном виде, а также общаться посредством сети Интернет со своими родными и близкими, пользоваться интересующей их информацией.

17. Вопрос: Как я, получатель социальных услуг, могу выразить свое мнение о качестве оказания социальных услуг?

Ответ: Да, такая возможность существует. Необходимо на официальном сайте ГБУ «КЦСОН городского округа город «Чкаловск» в сети «Интернет»  заполнить анкету в разделе «Оценка качества оказания услуг».

18. Вопрос: Какие меры поддержки семьям мобилизованных граждан оказываются в Нижегородской области?

Ответ: Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 11 октября 2022 г. № 663 "Об утверждении перечня дополнительных мер социальной поддержки семьям мобилизованных граждан Нижегородской области" утверждены дополнительные меры социальной поддержки семьям мобилизованных граждан Нижегородской области.
Срок рассмотрения заявления - 5 рабочих дней.


Перечень дополнительных мер социальной поддержки семьям мобилизованных граждан Нижегородской области:

Семьи с беременными женами:

- ежемесячная выплата беременным женщинам в размере 10 тысяч рублей;

- сопровождение в медицинские организации;

- посещение при госпитализации в медицинское учреждение;

- сопровождение при выписке из роддома;

- помощь в уходе при рождении ребенка (услуги социальной няни);

- помощь в ведении домашнего хозяйства;

- оказание психологической помощи.


Семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (от 0 до 10 лет):

- помещение детей в стационарные учреждения социального обслуживания семьи и детей на 5-ти дневку (при необходимости);

- ежемесячная выплата на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 10 тысяч рублей, за исключением случаев, установленных Указом Губернатора Нижегородской области от 17 августа 2022 г. № 152 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих, заключивших на срок не менее 6 месяцев контракты на исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины и поступивших на военную службу в именные воинские формирования, созданные Нижегородской областью»;

- освобождение от уплаты родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных образовательных организациях, расположенных на территории Нижегородской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

- помощь в уходе за детьми (услуги социальной няни);

- помощь в ведении домашнего хозяйства;

- первоочередное направление семей с детьми (3- 10 лет) стационарное учреждение ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юный нижегородец»;

- оказание психологической помощи.

Семьи с детьми - инвалидами:

- помещение детей - инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания на 5-ти дневку (при необходимости);

- освобождение от уплаты родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных образовательных организациях, расположенных на территории Нижегородской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

- помощь в уходе за детьми (услуги социальной няни);

- помощь в ведении домашнего хозяйства;

- сопровождение в медицинские организации;

- первоочередное направление семей с детьми - инвалидами (3 - 18 лет) в стационарное учреждение ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юный нижегородец»;

- оказание психологической помощи.

Семьи с родителями старше 65 лет:

- сопровождение в медицинские организации, организации социального обслуживания;

- помощь по дому в решении социально - бытовых проблем;

- предоставление пожилым гражданам, инвалидам I и II группы социального обслуживания на дому независимо от состава и без учета уровня доходов семьи;

- оказание психологической помощи.


Для всех категорий граждан:


- оказание единовременной материальной помощи;

- предоставление обучающимся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Нижегородской области не менее одного раза в день бесплатного горячего питания, предусматривающего наличие горячего блюда, не считая горячего напитка;

- ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг;

- ежемесячная выплата на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 10 тысяч рублей, за исключением случаев, установленных Указом Губернатора Нижегородской области от 17 августа 2022 г. № 152 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих, заключивших на срок не менее 6 месяцев контракты на исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины и поступивших на военную службу в именные воинские формирования, созданные Нижегородской областью»;

- предоставление детям бесплатного посещения государственных учреждений дополнительного образования, спортивных секций в государственных учреждениях Нижегородской области;

- освобождение от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода в группах продленного дня в государственной образовательной организации, реализующей программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;

- компенсация по кредитным договорам (договорам займа), договорам финансовой аренды (лизингу), заключенным до 21 сентября 2022 г., выплачиваемые в течение срока их мобилизации, увеличенного на 30 дней:

1) по потребительским кредитам, заключенным с кредитными организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

2) по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным с лизинговыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

3) по договорам займа, заключенным с микрофинансовыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в размере 100% остатка ссудной задолженности по состоянию на дату фактической мобилизации заемщика без учета начисленных процентов;

- оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области 12 февраля 2004 г. № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» (с учетом среднедушевого дохода семьи);

- содействие в оформлении социальных и иных выплат, мер социальной поддержки, на получение которых имеет право семья;
- оказание психологической помощи.


*Обратиться с заявлением о получении мер социальной поддержки могут граждане, состоящие с мобилизованным в степени родства: сын, дочь, отец, мать, мачеха, отчим, пасынок, падчерица, бабушка, дедушка, брат, сестра, опекун, подопечный, подопечная, супруг, супруга, внук, внучка.

 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст