Здоровым быть важно в любом возрасте. В целях привлечения граждан, находящихся на надомном обслуживании в Государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания городского округа город Чкаловск» к здоровому образу жизни, формированию ответственности за сохранение своего здоровья, была организована работа «Школы здоровья» и разработана и воплощена в жизнь Здоровье сберегающая программа «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Все социальные работники познакомились и детально изучили материал, который был дан для организации работы, которая проводилась по нескольким направлениям. На первом этапе было проведено анкетирование среди получателей социальных услуг с целью разъяснения цели и задач «Школы здоровья» и согласия на совместную работу. В ОСБО №5 17 социальных работников занимались по программе «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» с 18 получателями социальных услуг. Занятия проходили  один раз в неделю по заранее составленным планам.

В целях поддержания физической активности и оздоровления  с получателями социальных услуг были освоены различные виды гимнастики: общеукрепляющая, пальчиковая, для глаз. Изучили и оказали помощь в выполнении различных видов упражнений: для профилактики застойных явлений, профилактики остеопороза, запоров, упражнения направленные на совершенствование координации движения, для укрепления шейных мышц, помогли желающим освоить правила скандинавской ходьбы, обучали приемам самомассажа и другим оздоровительным методикам. В течение всего года организовывали совместные прогулки на свежем воздухе. Особое внимание некоторые социальные работники уделили дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой. На семинарах, проводимых с социальными работниками с данной методикой познакомились по книге М. Н. Щетинина – ученика А.Н.Стрельниковой «Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Дыши правильно, укрепляй здоровье», а так же по видео занятию, которое ведет М.Щетинин, освоили основной ее комплекс. В течение жизни у любого человека может нарушиться правильный стереотип дыхания. Тогда на помощь ему приходит гимнастика Стрельниковой, которая укрепляет иммунитет, повышает работоспособность, помогает справляться с хроническими недугами, приводит в тонус мышцы, улучшается память, внимание, обмен веществ. Для работы был взят только основной комплекс упражнений, более сложные упражнения необходимо делать под присмотром специалиста.

Все занятия, направленные на поддержание физической активности проводились с учетом возрастных критериев, диагноза и сопутствующих заболеваний, индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг.

Не менее важным направлением в работе «Школы здоровья» было повышение когнитивной активности (занятия, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, воображения). В зависимости от возраста и желания социальные работники подбирали и проводили различные виды занятий: игра в шашки, шахматы, решение кроссвордов и сканвордов, заучивание стихов, решение логических задач и другое.

В целях профилактики психоэмоционального состояния все занятия  были направлены на то, чтобы пожилые люди, инвалиды могли отвлечься от мыслей о болезнях, побудить их к активной деятельности, дать им заряд бодрости. При подготовке и проведении занятий социальные работники учитывали увлечения и желания своих подопечных. Социальные работники совместно с получателями социальных услуг занимались сбором  лекарственных растений, приготовлением фиточаев. Другие с удовольствием рисовали, составляли пазлы. Нашелся инвалид, который в молодости был хорошим гармонистом. В результате заболевания стал  все забывать, гармонь была заброшена. По инициативе социального работника опять взял в руки инструмент, заиграл и так постепенно вспоминает мелодии, что положительно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Другой инвалид проживает один в отдаленной от центра деревне Загоскино. Трудовая деятельность его была связана с Заволжским моторным заводом. При выходе на пенсию он вернулся на малую родину. Любовь к музыке у него появилась еще в детстве. Первую свою балалайку он смастерил из доски, а позже уже смог купить за 15 рублей настоящую. Находясь в преклонном возрасте, он и сейчас часто берет в руки этот инструмент, играет для души, вспоминает молодость: какие пели песни, частушки, рассказывает какие были гулянья, вечерки, как отмечали праздники.

Культурно – досуговая деятельность заключалась в сопровождении  получателей социальных услуг на культурно – массовые мероприятия, проводимые в Домах культуры, библиотеках. По объективным причинам: пожилой возраст, состояние здоровья, маломобильность, отдаленность проживания, данной услугой воспользовались немногие.

Школа здоровья предусматривала проведение просветительской работы с участниками. Регулярно социальные работники проводили беседы по различным темам: соблюдение здорового образа жизни, по профилактике и контролю заболеваний, по питанию в пожилом возрасте, по факторам, благоприятствующим долгожительству и др.

В течение всего периода социальные работники вели контроль за основными показателями здоровья и оказывали содействие своим подопечным в проведении диагностических исследований в лаборатории больницы. При необходимости они консультировались с фельдшером, совместно посещали врача, проходили обследование в «Поезде здоровья».

Основной целью деятельности Школы здоровья являлось повышение качества жизни получателей социальных услуг отделений социального обслуживания на дому, посредством укрепления физического и психического здоровья, формирование мотивации пожилых людей и инвалидов на долголетие и сохранение здоровья.

Мы надеемся, что комплекс программных мероприятий помогли каждому участнику получить полезную информацию по вопросам здорового образа жизни, контроля за состоянием своего здоровья, принципам здорового питания, овладеть приемами самомассажа и некоторыми видами гимнастики, сформировать внимательное и ответственное отношение к своему здоровью.