У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для людей с расстройствами аутистического спектра - это ещё и возможность заявить окружающим о себе и своём богатом внутреннем мире. Многие дети и взрослые, страдающие подобным недугом, могут быть социализированы, они безграничны в своих способностях, талантах и стремлению к самовыражению. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя.
Правительство Нижегородской области стремится реализовать Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Одно из основных ее положений: ребенок с аутизмом не должен быть изолирован, а, напротив, интегрирован в широкое социальное пространство, в котором дети и их родители, чувствуя себя свободно, могли бы взаимодействовать не только между собой, но и с социумом. А главное – дети при поддержке родителей имели бы возможность проявить творческие стороны своей натуры.
В учреждениях социального обслуживания населения нашего региона создаются интеграционные мастерские для людей с аутизмом, которые помогают им в формировании трудовых навыков, развитии творческих способностей. Такая интеграционная мастерская есть и в нашем округе, и работает она на базе ГБУ «КЦСОН городского округа город Чкаловск». Для оснащения мастерской было приобретено реабилитационное оборудование, игровые наборы и комплекты развивающих игр и приспособлений, с помощью которых «особенный человек» может снимать психоэмоциональное напряжение, стимулировать восприятие и воображение, развить тактильные ощущения, мелкую моторику, правильно ориентироваться в пространстве, расширять кругозор, внимание, память. На занятиях применяются игровые технологии, в сочетании используются словесные, наглядные, практические методы обучения в т.ч. метод "рука в руке", учитываются психофизические и возрастные особенности, индивидуальные потребности и интересы инвалидов.
Специалисты Комплексного центра бесплатно проводят с инвалидами творческие занятия, мастер-классы, психологические тренинги, сеансы релаксации и песочной терапии. Мастерскую посещают, дети в сопровождении родителей либо законных представителей. С каждым ребёнком индивидуально занимаются социальные педагоги, психолог и инструктор по труду, по желанию дети могут заниматься творчеством вместе со своими родителями. Рисование, лепка из теста и пластилина, изготовление красочных поделок из бумаги, бисера, ниток, природного и бросового материала – увлекательное и полезное занятие. Здесь ребенок выступает в роли творца чего либо нового, полезного и красивого, а родители получают сведения о технологии изготовления изделий (сувениров, поделок, аппликаций и т.д.) из различных материалов и сами становятся соавторами творческих работ, сделанных вместе с детьми.
Наравне с детьми на занятия в мастерскую приходят и взрослые инвалиды с ментальными нарушениями, либо самостоятельно или в сопровождении законных представителей. Они также как и дети радуются своим творческим достижениям, и изготовленные сувениры дарят близким, друзьям, знакомым.
Занятия в интеграционной мастерской - это лечение радостью творчества. Творческие занятия оказывают дополнительную помощь родителям, детям, и взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья, т.к. позволяют сделать процесс реабилитации более обширным. С одной стороны они являются, прекрасной возможностью для социализации и формирования новых социальных навыков в естественной среде, а, с другой стороны, – служат источником развития познавательной активности и получения новых знаний в максимально доступной и увлекательной форме.